Почему у вас в бизнесе нет денег?!
Классическая ситуация – вы – владелец бизнеса. Каждый месяц, подводя итоги, вы замечаете, что у вас нет денег. Вроде бы все работают, какие-то деньги приходят на счет, есть дебиторка, а вот лично у вас – денег нет!
Сначала вам кажется, что все дело в том что вы только начали свой бизнес. Но вы удивитесь если узнаете, что это одна из самых неприятных проблем всех владельцев бизнеса. Ну или по крайней мере – большинства.
Как решить эту проблему?
Для начала давайте разберемся с причинами, которые ее вызывают.
Причина первая – у вас нет продаж.
Как нет – воскликните вы – у меня есть менеджеры, они что то продают, даже я периодически общаюсь с клиентами и выписываю счета.
На самом деле вы не задумываетесь о таком понятии, как точка безубыточности.
Это происходит в тот момент, когда приходящие по всем заказам оплаты равны всем затратам вашего бизнеса. В этот момент вы работаете ради работы. Но вы удивитесь, узнав, что очень много предпринимателей никогда не достигают точки безубыточности. И постоянно работают в минус. Переход через точку безубыточности и выход в прибыль возможен только через повышение продаж.
Посмотрите на свой бизнес. Все ли вы делаете, чтобы повысить свои продажи?
Причина вторая – вы платите себе по остаточному принципу.
В тот момент, когда вы начинаете формировать баланс доходов и расходов вам надо включить в него свой доход. Как поступает большинство владельцев? Они записывают себе небольшой фикс и думают, что остальное они получат в виде прибыли.
Это приводит к нескольким последствиям.
Первое. Ваша точка безубыточности включает в себя именно этот фикс и значит, что достигнув ее вы успокаиваетесь и не идете вперед. А значит ваши доходы не растут.
Второе. Вы начинаете жить на установленный себе фикс. И мыслите на уровне этого фикса.
Третье. Наверное самое неприятное последствие – если что то пошло не так и ваши расходы увеличились, то вы остались без этого фикса. Вообще без ничего.
Насколько это будет способствовать вашему желанию развивать свой бизнес?
Причина третья – не создаете будущее.
Это в основном относится к производственному бизнесу, но последствия ощущают все. Кто не производит амортизационные отчисления. Это классическая ошибка расчета себестоимости – не учитывать стоимость оборудования. Это приводит к двум последствиям.
Первое. Неправильный расчет себестоимости приводит к неправильному ценообразованию. Разумеется, сейчас в ходу рыночные цены, но эти рыночные цены формируют все участники рынка. И если вам вдруг покажется, что ваша себестоимость ниже рынка, вы начнете демпинговать, чтобы получить больший объем. А в результате получится как в анекдоте – обороты огромные, а прибыль я пока не считал.
И второе последствие. Когда ваше оборудование придет в негодность, то вам негде будет взять денег на покупку нового. Ведь эти деньги должны быть заложены в амортизационные отчисления. А если у вас их не было – вам придется запускать свой стартап с нуля.
У вас нет производственного оборудования и это вас не касается? – зато у вас есть компьютеры, которые тоже нуждаются в регулярном обновлении.
Причина четвертая – низкая маржа
Есть очень простой параметр, который мы может регулярно контролировать в своем бизнесе – это оборот денег на нашем расчетном счету. А чтобы узнать какой частью пришедших денег мы можем распоряжаться безболезненно для бизнеса, мы должны знать такой параметр как маржинальность нашего бизнеса. Не секрет, что маржинальность бизнеса в последнее время постоянно падает. Это увеличение постоянных затрат в виде аренды и платы за энергоносители. Это увеличение налоговой нагрузки. Плюс повышение конкуренции, а значит снижение цен. Все это приводит к уменьшению маржи.
И если не следить за этим показателем, то опираясь на прошлые расчеты можно потратить гораздо больше, чем можете себе позволить в сегодняшней ситуации.
Причина пятая – нет планирования поступления доходов
Когда я говорил о продажах, то я имел в виду не только то, что вы должны знать свои цифры продаж, которые не дадут вашему бизнесу умереть. Нет, нужно точно знать каким образом вы получите эти цифры – нужно планировать свои продажи.
Причем планировать в различных разрезах своего бизнеса.
Планировать по каждому менеджеру – чтобы знать кого и когда стоит уволить и на его место принять нового.
Планировать по клиентам – чтобы не упустить своего самого важного клиента, чтобы допродать клиентам из одной отрасли, чтобы не забыть поздравить своих крупных клиентов.
Планировать по продуктам – чтобы равномерно загрузить свое производство, не допускать авралов и переработок и в тоже время не допускать простое оборудования и людей. Чтобы контролировать свой склад и не допускать срочных покупок по завышенной стоимости.
Без такого планирования невозможно поддерживать продажи на оптимальном уровне.
Разумеется, причин по которым у вас в вашем бизнесе нет денег может быть больше.
Просто эти – самые заметные и самые влияющие.
И при этом – они легко устранимые. Для этого нужно только захотеть разобраться куда уходят деньги в вашем бизнесе и как сделать так, чтобы денег стало больше!